Версия для печати

Наставничество

Среда, 16 октября 2013 16:13

Психологический центр АЛАНОН, 23.11.2006

 

Видеосъемка Натальи Гилёвой

 

 

Сестра Павла: По профессии я психолог и педагог тоже, немножко теолог, богослов. Вот эти три образования у меня есть, но больше всего занимаюсь психологией, немного психотерапией, в основном консультированием. Занимаюсь тоже в католической церкви катехизацией, или еще можно сказать преподаванием Божиего Закона. Сегодня должна говорить о наставничестве.

Так по жизни получается, что я не знаю, я больше консультант или больше наставник, а скорее всего всё это вместе. И буду говорить, конечно, разумеется, не только на основании соответственного опыта, потому что мой опыт – это один опыт, а один опыт это еще мало. Я собрала здесь разных авторов и какие-то свои выводы и вот хочу вам рассказать, раскрыть немножко, раскрыть тему «Границы и возможности наставника». Я так понимаю, что здесь находится все наставники, да?

Из зала: Нет.

Сестра Павла: Не все, да? Хорошо. Так вот, и для наставников и для не-наставников, потому что кто из вас не является наставником, тот будет искать наставника. И вот я тут вам расскажу, как его отыскать, чтобы это был действительно толковый наставник. Нужно искать иногда долго, как говорится, и нудно, почему? Потому, что, понимаете, если вы хотите кому-то довериться, доверить свою душу, свою жизнь, то нужно долго и серьезно искать такого человека и нужно знать, по каким параметрам искать такого человека. И немного рассказываю.

Значит так, во-первых, наставник – это человек. Т.е. это не Абсолют, это не Бог, это не сверхчеловек. И у наставника количество не переходит в качество, ни годы не переходят в качество, годы работы, ни количество, скажем так, принятых людей. Это, во-первых. Т.е. почему я вам это говорю? Если вы слышите фразу, что «я работаю 30 лет» это еще может ничего не обозначать. Я не говорю, что это ничего не обозначает, я говорю, что может ничего не обозначать. Хорошо. Переходим к следующему пункту уже.

У наставника, как и любого другого человека, есть своя личностная картина. Т.е. картина способностей, возможностей, умений, опыта, уровня зрелости, что является очень важным. Без определенного уровня зрелости нет тоже настоящего опыта. Ну, и конечно определенная картина образования. И наставнику очень важно для самого себя и ради людей, которых будет наставлять, очень важно открыть свои способности, свои возможности и их границы.

У каждого наставника есть свои границы, т.е. границы его возможности, границы его компетенции и очень важно, чтобы наставник знал эти границы, признавал их, спокойно с ними не только смирился, но принял их любя. Вот такой «я» – в этом вопрос могу помочь, а в этом не могу. Знаете, так, немного ради интереса. В Древнем Египте, люди, которые становились врачами, им давалось три диагноза и они должны были принять вот эти три диагноза, три варианта диагнозов. Первый вариант – «знаю эту болезнь и могу её вылечить», второй вариант – «знаю эту болезнь, но не могу её вылечить», третий – «эту болезнь не знаю и не могу вылечить». И понимаете, если наставник знает свои границы, знает, что умеет и что может, такой человек, скорее всего, не навредит. Не обязательно поможет, хочу вам сказать, не обязательно, но не навредит – это уже важно. Только Бог может всё и одновременно. Если есть наставники, у которых такого типа рода реклама, «наставники без границ», всё они могут, всё решат, понимаете, это человек, который претендует на абсолют, а никакой человек абсолютом не станет. Так что только Бог может все и одновременно, и только Бог не ошибается. А у наставника нет таких возможностей, он должен это в смирении принять. О самом принятии этих ограничений я уже говорила. И не просто хватит принять, нужно еще сообщить просящим о помощи, о своих ограничениях. Т.е. что я имею в виду? Просто нужно сразу же сказать: «я не всемогущий». Человек, который долго страдал и наконец-то нашел кого-то, кому хочет открыть свою душу, готов это сделать тут же и полностью. И вот здесь, наставник, чтобы работать действительно по истине, должен человеку сказать честно: я не знаю, будем пробовать, будем работать, но я не знаю, посмотрим потом. Т.е. у наставника, у хорошего наставника нет никаких гарантий. Если наставник не начал еще с вами работу и уже дает вам гарантию, сразу же ищите другого наставника, сразу же. «Большое спасибо, мы вам очень благодарны, поклоняемся перед вашими знаниями, до свидания», всё. Вот это наставник, который дает наперед гарантию. Понимаете, может быть, гарантия на холодильник, на пылесос, на газовую плиту, и так далее. Гарантий насчет помощи выхода из какой-то зависимости, созависимости, из разных других проблем – нет такой гарантии. Человек, конечно, хочет знать, у меня получится или нет? Посмотрим. Конечно, такое не очень приятно слышать, мы иногда думаем, ну как же, человека надо ободрить. Понимаете, ты сегодня будешь ободрять, а через месяц придется сказать, «знаете, извините…». Так что не нужно, потому что опять начинается море страданий.

И теперь хочу вам сказать несколько черт опасного наставника. Пишите все, всё запоминайте, подчеркивайте! Всё это важно. Я думаю, много чего вы знаете уже сами по собственному опыту. Так вот, Опасный наставник – это тот, кто:

Сообщает, что точно может помочь во всех вопросах. Такие знаете, специалисты по всем дисциплинам, всё знают, во всём могут помочь и сразу же конечно очень серьезно относятся к себе. И здесь послушайте, если наставник очень уж серьезный, очень высокая личность и прямо его уровень недосягаемый – это не хороший наставник. Если он не умеет просто похохотать, посмеяться, потанцевать, расслабится, это не будет хороший наставник, он озабочен своим наставничеством. И знаете, может быть, он вообще зависим от собственного наставничества. Я однажды на одной конференции, это не здесь, в другом месте, мы так смеялись за Круглым столом, что вот есть АА, есть АН, т.е. анонимные наркоманы, но может, еще нужны «анонимные наставники» (смех в зале), потому что знаете, существует эта зависимость от собственного наставничества. Это весело было бы, если бы не было грустно.

Следующая черта такого опасного наставника – освобождает от работы, обращающегося за помощью человека. Т.е. так, вроде не говорит напрямую, но где-то подспудно ты понимаешь следующую информацию: ты только приходи, а я все сделаю, но вот главное, чтоб ты пришел. Конечно, главное, чтоб пришел, но это начало, это первый шаг – придти. И если вы слышите где-то, скажем так, на почти подсознательном уровне информацию, что я тебе помогу, я тебя поддержу, я всё тебе помогу решить, вот нельзя отдавать в руки такого человека свою жизнь, потому что жизнь ваша должна быть в ваших руках. Такой порядок установил Бог и нельзя его нарушать, просто очень не стоит нарушать порядка, который создал Бог. Почему? Потом что всё становится потихоньку вверх ногами, и порядка в жизни нет. Иногда люди, обращающиеся за помощью, хотят скинуть с себя ответственность на наставника, обращаются к наставнику, говорят «только вы можете мне помочь». Такое легенькое колдовство, да. «Только вам я доверяю…». Ну, наставник тоже человек, думает «о, как хорошо». Вот такого рода комплиментам тоже не надо верить. Это для наставников информация. А кто не наставник – не манипулируйте наставниками таким образом! Это просто такой обман создается: я тебе помогу, все твои проблемы возьму на себя, понимаете, это в состоянии сделать только Иисус Христос, вот взял Крест и пошел. А вот человек нет, даже самый идеальный наставник. Это с одной стороны, а с другой стороны, со стороны наставляемого, какая информация идет? Да, конечно, возьмите! «Я все могу знать на себя. – Конечно, возьмите!» О! и хорошо, и идем. Только, понимаете, десять лет проходит – никакого результата. Пятнадцать лет и никак… «Я пятнадцать лет хожу на психотерапию» – и что? Хотели, как лучше пошли, на психотерапии. Я ничего против психотерапии не имею.

Дальше. Вот в такой ситуации, если наставник хочет всё делать, понимаете, человек является глиной, но только в руках Бога, только. В руках наставника человек не глина, с которой можно сделать горшок, какой хочешь. Дальше, вот все это черты опасного наставника.

Утверждает, что знает все болезни мира и все пути выхода из них. Причем, знаете как смешно, иногда говорит еще, что он всё это знает «на собственном опыте», вот это очень интересно, понимаете. Выход из любого насилия на собственном опыте, выход из инцеста на собственном опыте, выход из алкоголизма, наркомании, любой формы созависимости на собственном опыте, да. Всё знает «на собственном опыте».

Дальше, на самом деле не любит людей и не уважает их. Бывают наставники опасные, которые просто через наставничество решают какие-то собственные проблемы личностные или личные. Вот если вы чувствуете, что идете к человеку и получается какая-то каша, ну, перешли на «ты», ну начали делиться какими-то личными моментами, пусть даже из бытовой жизни, «а у меня ремонт», «а у меня тоже». Это уже не наставничество и нельзя себя обманывать, просто пришли, встретились знакомые поговорить. Наставник должен оставаться наставником. Т.е. образно выражаясь, если вы даже переходите на «ты», то все равно отношения должны остаться «вы» и «ты», вот такие отношения. Т.е. это должен быть отец и сын, мать и дочь, вот такие отношения, скажем, да. Просто лучше всего сказать «вы» – «ты».

Наставник, который не нуждается в объективизации свой работы тоже опасный наставник. Т.е. он знает, как надо работать и пусть другие наставники ему ничего не говорят, он сам всё знает. Вот в супервизии тоже не нуждается такой человек. И также, исходя из этой своей гордыни, что он всё знает, не развивается. Ему говорят, слушай, по твоей дисциплине или по твоей области есть новые книги такие интересные, новые авторы. «Да что там может быть написано, да я все знаю». Не развивается человек, всё знает и не развивается. Ну, конечно, если все знает, то развитие ему не нужно никакое. Так вот это черты опасного наставника.

Теперь переходим к другому вопросу – к вопросу сгорания. Это касается непосредственно границ и возможностей наставника. Сгорание – это нормальный процесс. Если наставник не сгорает, то он не наставляет. Это нормальный процесс. Но только есть сгорание по призванию, потому что наставничество – это призвание, это харизма. Есть сгорание по призванию и сгорание против призвания, я сейчас это объясню. Если хотите, можете себе посмотреть Евангелие от Луки. Даже если кто-то из вас не верующий, посмотрите, все равно это бестселлер мировой. Евангелие от Луки 8 глава, стихи 43-46:

<…> женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, <…> подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? <…> прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

И еще цитата совсем из другой области, вы сразу быстренько узнаете:

Тот был умней, кто свой огонь сберег,
Он обогреть других уже не смог,
Но без потерь дожил до теплых дней.
А ты был неправ: ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало всем теплей.

Разумеется, не надо за час, но в чем дело? Сгорание – это нормальный процесс. Если нет сгорания, нет нормальной работы с людьми. Только! Теперь, в чем дело? Если это сгорание наступает быстро, очень быстро, и сопровождается следующими симптомами, послушайте. Напряженность, раздражительность, осуждение по отношению к другим, повышенный контроль по отношению к близким, своим близким, действиями ставящего наставляемого в зависимость, это очень важный момент, наставник действует так, что ставит наставляемого в зависимость, если сопровождается это сгорание непогрешимостью даваемых советов – то это сгорание не по призванию. Что оно показывает? Оно показывает, что человек занимается или не своим делом, или, может быть, действительно это действительно его дело, но он пока является незрелой личностью и пока не в состоянии понять границы своих возможностей. Незрелая личность. Если вообще не думал, что надо рассчитывать, то это сразу понятно, что незрелая личность. Если рассчитывал, но не рассчитал, то это немного незрелая личность. Может быть нужно время, может, еще поучиться можно, может собственный опыт еще какой-то нужен, ну, и так далее. Или занимается человек не своим делом, или является пока еще незрелой личностью для наставничества. У меня есть знакомый такой хирург, он в поликлинике принимает людей, знаете, как он говорит? «Я в состоянии принять пятнадцать пациентов в течение дня нормально. Если приходит шестнадцатый человек, я честно ему говорю: “Вы у меня сегодня шестнадцатый, я в состоянии принять пятнадцать. Если вы хотите, я вас конечно приму, но на вашу ответственность”». Вот так работает человек – «я вас приму, но на вашу ответственность».

И сейчас, поскольку перешли к вопросу незрелости несколько незрелых позиций наставника хочу перечислить.

Первое. Наставник не созрел к тому, чтобы забыть о себе в процессе наставничества. Т.е. наставником становятся на четвертом шаге, только не по «12 шагам», а по «5 шагам», я сейчас их перечислю:

Первый шаг – принять себя.
Второй шаг – быть собой.
Третий шаг – забыть о себе.
Четвертый шаг – выбрать свой путь.
И пятый шаг – выбрать свою принадлежность(это конечно не касается политической партии, да).

Просят повторить

Принять себя. Тут сидят такие, кто эти шаги знают наизусть, потому что я уже им уши прожужжала этими шагами. Принять себя. Кто помнит, какой второй?

Из зала: Быть собой.

Сестра Павла: Прекрасно, молодцы! А кто помнит третий?

Из зала: Забыть о себе.

Сестра Павла: Очень хорошо! А как четвертый?

Из зала: Выбрать свой путь.

Сестра Павла: Да, выбрать свой путь, призвание, дорогу реализации, самореализации, сейчас не будем уточнять эти понятия, это не об этом. И пятый шаг?

Из зала: Принадлежность.

Сестра Павла: Да-да-да, моя принадлежность. Чтобы не было много вопросов, я очень коротко объясню пятый шаг – это найти свой дом в сердце другого человека. Т.е. пятый шаг касается глубоко личной жизни. И кстати, это не касается совершенно нашей темы, но скажу вам в большой тайне, другим не рассказывайте. Пока не прошли первые четыре шага не думайте о супружеской жизни. Я не совсем имею права так говорить, но скажу. Просто, знаете, я столько знаю супружеских пар, даже не сказать сколько, и так вот на основании их опыта, не на основании собственного, но на основании их опыта так говорю. На пятом шаге.

Так вот возвращаемся к наставничеству. Наставниками становятся на четвертом шаге. Т.е. первый шаг – принятие себя, бытие собой, момент, когда я забываю о себе и момент, когда я выбираю свой путь, и только потом я могу быть наставником, если вообще это мой путь. Вот на четвертом шаге. Если наставник стал наставником раньше, не на четвертом шаге, он просто на самом деле ищет любви, принятия, понимания, взаимопонимания и не готов отдавать еще. Вот смотрите, например, была у человека алкогольная зависимость, человек из нее вышел, замечательно! И решил, как здорово, сейчас всем расскажу, как это у меня получилось, чтобы тоже алкоголики выходили из этой зависимости. Очень хорошо, такой человек начинает работать и со временем оказывается что? Что из алкоголической зависимости он вышел, конечно, но из эгоцентризма своего еще нет. Значит, время еще не пришло наставлять. Просто со временем такой человек по отношению к наставляемым будет становиться террористом: «я так сказал», «так должно быть» Если нет вот этого условия свободы при наставничестве, то это наставничество не пойдет хорошим путем. Нужно действовать, знаете, как Иисус. Если хочешь, иди за мной. Если хочешь, иди по вот этому пути. У меня есть для тебя три предложения: раз, два, три, выбирай.

Дальше, следующая позиция незрелая. Человек сам сделался наставником так, как нравится человеку внимание со стороны других людей. Смотрят на тебя с надеждой, ждут встречи, доверяют. Вот всю жизнь человек об этом мечтал, и вдруг оно появилось. Наставник такой вместо [того, чтобы] питать людей, будет сам питаться за счет наставляемых. И еще будет повышать свою самооценку: «Ко мне сегодня пришло на консультацию двадцать человек, а к тебе только тринадцать».

Следующий момент, об этом я уже немного упомянула в самом начале, «наставник без границ». Знаете, если что-то или кто-то «без границ», то сразу же будьте очень осторожны. Вот встреча «без границ», телефонный разговор «без границ», начала в десять утра, закончила в два ночи. «Наставник без границ» всё может, всё успевает, всё решит, вообще никаких проблем у него нет ни в собой, ни с другими, ни со своей работой, нет никаких проблем. На самом деле это просто неприятие своей ограниченности и неприятие как раз границ своих возможностей.

Следующая позиция она связана с предыдущей, наставник не умеет сказать «стоп», не нуждается в отдыхе. Нужно ведь всех спасти, всем нужно помочь, а если вот этот телефон который сейчас звонит, там звонит человек, который первый раз за поселение двадцать лет решился позвонить – и что тогда? А я вот не могу вообще, сил нет подойти к телефону, но как? Я приползу, потому что нельзя, так к людям нельзя относиться, нужно брать все звонки. Но понимаете, если я к телефону не подхожу, а подползаю, то чтó я человеку скажу? С какой головой и с каким сердцем? О, будет наставление. Но только если вдруг Дух Святой Сам всё сделает. Такие чудеса иногда бывают, но знаете, на такие чудеса не надо рассчитывать. Так вот, не нуждается в отдыхе, не может сказать «стоп» и вот тут начинается, вот это нужна группа АН, «анонимные наставники» (смеется), тут зависимость начинается от наставничества.

Следующая позиция – не ассертивный наставник, т.е. тот который не защищает свою территорию. Тот, у которого нет границ. Тот, у которого нет расстояния по отношению к людям, обращающимся за помощью. Тот, у которого нет расстояния между профессиональной деятельностью, общественной деятельностью и личной жизнью, нет расстояния у человека. Вот эта не ассертивный наставник.

Следующий момент, следующая позиция незрелая – не имеет времени для себя. Ох, у меня такая занятость, все во мне нуждаются, я не могу как ты, сесть и читать себе книжку. Ты говоришь, какой-то фильм смотрел, а у меня нет времени, во мне люди нуждаются, какой фильм… В общем, нет времени для себя, нет времени для семьи, нет времени для личной жизни.

И, наверное, самая незрелая позиция – это когда наставник не может жить, не наставляя других. Вот не может человек просто поговорить, обязательно что-то должен сказать, как должно быть, как ты должен поступать, вот не может просто поговорить, просто расслабится. И здесь хочу вам показать вот такой рисунок. Это для наставников, но и тоже для не наставников. Посмотрите, пожалуйста (показывает таблицу) «Жизнь в окошках».

Срочное и важное Не срочное и важное Срочное и неважное Не срочное и не важное

Здесь четыре окошка. Если человек живет в первом и во втором… Если там далеко не видите, я вам все расскажу, что здесь написано. Если человек живет в первом и во втором, вот это нормальная жизнь, нормальное функционирование, нормальный наставник. В третьем и в четвертом окошке – это невроз, бессонница, невропатия и т.д. И конечно человек, который живет в третьем – в четвертом окошке не может быть наставником. У наставников очень много есть искушений, которые ведут их в третье окошко.

И сейчас, как они называются, а то так заинтриговала, а всё не говорит. Первое окошко «срочное и важное», т.е. определенные обязанности у меня есть каждый день, ну, там в десять надо быть на работе, скажем, приготовить тоже нужно что-то для семьи, это, кстати, не только женщин касается, я хотела сказать, приготовить, там, убрать. Это так, между прочим. «Срочное и важное», мои обязанности на сегодняшний день.

«Не срочное и важное» – что это такое? Ну, вот в сентябре мне позвонили, что в ноябре будет конференция там-то. Тема вот такая-то, такая. Я думаю, сентябрь, октябрь, три месяца, даже думать не буду. В ночь перед выездом из своего города я думаю, ыыыый, конференция, надо быстро делать, все дела срочные и важные откладываю, всем говорю, я не могу сейчас, не могу выйти на работу, не могу этим заниматься, у меня конференция не подготовлена. Понимаете, не срочное и важное. Не обязательно готовиться в последнюю ночь. Знаете, мы очень часто говорим, что мы по-другому не можем, столько обязанностей, что по-другому не можем. А слушайте, что это за конференция будет? Или скажем так, доклад. Если я до трех ночи готовлю доклад, в семь встаю, смотрю, узнаю себя в зеркале или не очень и иду что-то говорить, да. Себя мучаю, людей, которые меня слушают, мучаю. А уж что там близкие претерпели, это другой вопрос (смех в зале). Слушайте, это не смешно.

Из зала: Так бывает.

Сестра Павла: Так бывает, очень часто, причем, значит, «не срочное и важное». Сказали в сентябре, что конференция в ноябре, вот потихоньку до конца ноября можно её приготовить.

«Срочное и не важное» – мы очень любим это окошко, третье, вот срочное и неважное. Иййй, не надо тебе покупать газовую плиту, но появились какие-то новые модели, как не узнать, как работает, набираю номер, звоню, «слушайте, скажите…» Ну, и разговариваю час. Или, например, приехали гости, вот десятые гости за один день, и я всех приглашаю, они не приглашенные были, просто так внезапно приехали, я их приглашаю, встречаю как давно жданных, да. И угощаю их, и готовлю, а потом так, на работу не вышла, звоню, говорю, у меня же гости. Вот эти срочные и не важные дела… Позвонили мне, «слушай, только ты это можешь решить, пожалуйста, вот на завтра мне надо то-то». Всё кинула свое побежала туда. Вот это срочное и не важное. Если таких срочных и не важных дел, слушайте, в день бывает больше, чем одно, то надо тормозить. Такие неожиданные дела. Это связано, кстати, с «наставничеством без границ». «Для всех найдется время!», и ждут люди, ждут в коридоре консультацию свою час-два-три, «о, какой мощный наставник, сколько наставляет, да» (смех в зале). Молодец. Чем это третье окошко заканчивается? Ну, неврозом и бессонницей в лучшем случае. Разумеется в профессиональной негодности.

«Не срочное и не важное». О! Это мы тоже любим, слушайте! Пришли с работы, включили телевизор, интересный фильм, а, хорошо, посидели, посмотрели. Еще один, посмотрели. Верующие думают, «ой, вечер, что делать, помолится надо, а реклама, во время рекламы помолились» (хохот). Одним глазом молишься, а вторым смотришь, закончилась или нет (хохот). О! Сели за компьютер, надо по Интернету посмотреть последние новости, ну допустим. Посмотрели новости в Европе, в Америке (смех в зале), в Корее, в Монголии, очень надо знать на завтра, что в Монголии происходит (говорит под непрекращающийся смех), без этого жить не сможем. Ну, раз уж в Интернете сейчас посмотрим еще последнюю моду, последний макияж и что-то вот последнее. Ну, что в компьютерном мире последнее появилось, это нужно знать, без этого жить, нельзя. Потом, что еще? Ну, раз уже за компьютером сижу, ну, только один раз сыграю.

Из зала: О, точно!

Сестра Павла: Ну, честное слово, только один раз!

Из зала: Откуда знаешь, Павла? (взрыв хохота)

Сестра Павла: Хороший вопрос. Вот это я знаю очень хорошо на основании опыта мужа моей сестры.

Из зала: А, не твой опыт?

Сестра Павла: Это не мой опыт, потому что я компьютер не очень люблю. Вот эти все не срочные и не важные вещи. У такого-то африканца птичка умерла в Африке. Надо обязательно в Интернете проверить, посмотреть, что за птичка, какого цвета, ну и будем сочувствовать африканцу (хохот), он птичку сегодня хоронит, понимаете.

Как заканчивается четвертое окошко? Психической болезнью разного рода, здесь много психических болезней, разными болезнями заканчивается, это зависит, какая база у человека.

Так, это было последняя незрелая позиция наставника. А сейчас перейдем уже к последней мысли. Хорошо, что вы не спите, а то я переживала, после обеда будете сейчас спать (смех в зале). Так вот последняя мысль, сосредоточьтесь, никто вам это не скажет больше (смех в зале), только я. Так вот каждому наставнику нужен наставник. И если человек говорит «я сам все свои вопросы решаю»… Есть еще другие наставники, они говорят «а я сам вышел из всех комплексов», ну да. Каждому наставнику нужен другой наставник. Очень важно, чтобы не стать зависимы от наставляемых, от их мнения, от их любви от их принятия. Т.е. очень важно, чтобы не стать человеком, которым можно манипулировать именно вот этим ценностями. Ну и еще очень важный момент. Вот зрелую позицию наставника определяет следующая молитва, я вам её прочту:

Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил…

Повторяю, эта молитва на четвертом шаге. Если будете этой молитвой молиться на первом шаг, Бог на суде скажет: «Как ты молился?» Ладно, хорошо.

Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил…

На четвертом шаге, кто помнит, какой четвертый?

Из зала: Выбрать свой путь.

Сестра Павла: О, хорошо! Пока, оказывается, не напрасно говорила, а вот завтра посмотрим. Хорошо! Огромное вам спасибо за внимание, за то, что вы не спали (смеется).